1) КОНЦЕПЦИЯ
Основываясь на законе обратных квадратов, сила света будет обратно пропорциональна квадрату расстояния. То есть, если мы возьмем расстояние в 2 метра и возведем в квадрат, то получим 4, обратно пропорциональное число которому ¼. Из чего следует, что сила света на расстоянии двух метров будет равняться четверти своей оригинальной мощности, а не половины.
Если же увеличить расстояние до трех метров, то сила света на этом расстоянии будет равна 1/9 оригинальной мощности источника света. ( 3 * 3 = 9, обратно-пропорциональное число которому 1/9). Ниже представлена таблица изменения количества света в зависимости от расстояния (Одно деление равно одному метру).
2) ПРАКТИКА
Конечно, понять, как свет уменьшается в зависимости от расстояния это забавно и все такое, но как это можно использовать в фотографии? Когда свет направлен куда-то, первоначальное уменьшение света происходит очень быстро, но чем дальше, тем медленнее оно происходит. Это похоже на геометрическую прогрессию, в которой коэффициент изменения меньше одного. Для наглядного примера посмотрим на таблицу, которая показывает интенсивность света в процентах на протяжении 10-ти метров.
3) ЭКСПОЗИЦИЯ
Итак, на данный момент нам известно, что чем ближе к источнику света объект, тем сильнее он освещен и чем дальше, тем слабее. Основываясь на этом, чтобы получить корректную экспозицию (при условии последовательной скорости затвора) когда объект находится близко к источнику света, мы должны выставить значение апертуры равное F16 для блокировки лишнего света. Если же объект находится наоборот далеко от источника света, значение апертуры должно быть примерно равным F4, чтобы впустить как можно больше света. Обе фотографии должны смотреться одинаково, так как мы отрегулировали настройки камеры так, что в обоих случаях количество света, поступившего в камеру равно.
Таким образом, мы можем примерно вычислить, где и в каких случаях какое значение F-числа использовать.
4) ОСВЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА
Поместим F-числа на верхнюю область рисунка в виде шкалы. Теперь представим, что вы фотографируете модель. Если посмотреть на изменение F-числа на шкале, то чем ближе к источнику, тем меньше расстояние между этими значениями. А это означает, что чем ближе объект вашей съемки находится к источнику света, тем больше колеблется F-число. Другими словами, если модель, находящаяся близко к источнику света сделает хотя бы полшага вперед или назад по отношению к источнику света, то она сразу станет либо слишком освещенной, либо наоборот, темной.
Однако чем дальше модель находится от источника света, тем больше свободы она имеет. То есть, начиная с расстояния в 6 метров и до 9-ти, модель может спокойно расхаживать, и вам не придется менять настройки вашего фотоаппарата для лучшей экспозиции.
5) ОСВЕЩЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ
Предыдущее правило так же работает и при работе с несколькими моделями или объектами: если вы расположите их близко к источнику света, то кто-то из них обязательно окажется недостаточно освещенным, либо слишком освещенным – покрывая значения от F22 до F11.
Но основываясь на предыдущем правиле, если вы переместите все объекты в область F4, то все объекты окажутся одинаково освещены.
6) ОСВЕЩЕНИЕ ФОНА
Конечно, иногда вам понадобится специально сделать так, чтобы один предмет был светлее или темнее другого, например светлее фона. В таком случае нужно поместить модель ближе к источнику света, а фон наоборот дальше. Тогда, при условии, что модель “проэкспозирована” корректно, фон будет казаться намного темнее модели.
Если же вам нужно, чтобы и объект, и фон были одинаково освещены, то вам нужно поместить их подальше от источника света, но ближе друг к другу.