В классическом освещении модели свет располагают под углом в 45о к предмету от зрителя и под 45о от линии горизонта. При таком освещении можно увидеть всю гамму светов и теней на объекте, полный объем.

Если же, переместив источник света, осветить модель фронтально от зрителя, плоским он, конечно же, не станет, но часть элементов светотени потеряет, а значит, потеряет и объем.
По этой причине начинающим изучать фотографию запрещают первое время пользоваться встроенными вспышками.

Как получить объемную фотографию:
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. Для того, чтобы не убить объем, количество света и его распространение должно распределяться в радиусе небольшой зоны. Чем больший будет охват светотеневых элементов, тем объемнее портрет будет выглядеть. Больше площадь освещения — меньше объем, меньше площадь — больше объем.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО, плавно вытекающее из первого. Расстояние от источника света до объекта должно стремится к разумному минимуму. Источник света дальше от модели — объем меньше, ближе к модели — больше.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО. Объем в фотографии достигается балансом резких и размытых областей. Закройте диафрагму, увеличьте ГРИП — и картинка станет плоской.
Размойте задний фон, часть одежды, уши и нос, оставьте резкими только глаза и губы — вы получите объемную фотографию. Закрытая диафрагма — меньший объем, открытая — больший.

Объема в фотографии можно достичь разными способами. Можно вообще не стремиться к этому и завоевать немало поклонников, выдав плоскую картинку
за свой эксклюзивный стиль, мол, «… я так вижу». Но понимание того, что правильно, а чего лучше избегать, необходимо.

Материал из журнала о фотографии PhotoCASA
Текст и фото: Марк Назаров, член Союза фотохудожников России