Семейное фото сейчас довольно востребованный и популярный жанр. В моду снова начинают входить семейные фотоальбомы, непременно заполненные классическими снимками бабушек и дедушек с внуками, счастливого семейного отдыха, классическими портретами и студийными фотографиями.
Семейное фото – это классика, но как известно настоящее мастерство заключается в умении качественно сделать на первый взгляд самое обычное. А навык производства хорошего семейного портрета пригодится в любом случае – как для заработка, так и для пополнения собственного фамильного фотоальбома.
Как выстроить композицию семейного фото?
Традиционный семейный снимок как правило подразумевает в кадре четыре человека. Двоих усаживают на стулья (в случае студийной или домашней съемки) или просят присесть на корточки, а позади них располагают стоя остальных. Можно, конечно, расположить моделей в один ряд. Но тогда следует помнить, что люди должны стоять желательно вплотную и обязательно с улыбками, чтобы не вышло фото «застывших столбиков» – статичное и малоинтересное.
Если имеет место разница в росте, то, как правило, самый высокий должен быть посередине, а люди пониже – по бокам. В случае когда высоких моделей двое – их можно поставить позади всех остальных, но следите за тем, чтобы их глаза не были на одном уровне. Необходимо обязательно чтобы кто-то стоял впереди или позади основной группы. Таким образом можно получить хороший объемные снимки, из которых можно сделать картины на заказ по фото.
При съемке большой семьи не нужно стремиться расставить всех сразу же по определенным местам, наиболее подходящим по правилам композиции. Попробуйте дать членам семьи свободу в выборе места в кадре. Это позволит точно подметить какие в этой семье отношения и существенно облегчит работу. Если в процессе свободной расстановки удастся выяснить кто лидер в семье – выделите для него центральное место, тогда остальные распределятся вокруг него как нужно.
Немаловажен также задний план. Если фотосъемка проводится в помещении, то фон рекомендуется подобрать максимально простой, не слишком привлекающий внимание, не броский, в нейтральных светлых тонах. Хотя это не принципиально. Домашняя съемка вполне допускает и попадание в кадр различных предметов интерьера. Бывает что от этого снимок только выигрывает.
На улице же более идеального фона чем зеленая листва трудно подобрать. Неплохо сфотографировать семью на фоне самого дома (если строение и окружающая его обстановка представляет интерес). В таком случае рекомендуется снимать широким углом. Так в кадре будет больше пространства.
Обратим внимание и на освещение. За его уровнем, углом падения необходимо следить как в доме, так и на улице. Когда лучи солнца падают отвесно, будет трудно избежать теней под носом, глазами, подбородком. Если работать в легкой тени, можно немного приглушить верхний свет. Для этого можно снимать под навесом или деревом. Свет будет падать сбоку и спереди, а лица должны получиться мягкими, без нежелательных резких теней. Работать с отражателем – это ещё один способ существенно смягчить свет. Но наиболее удачно снимать на закате. Так лица будут мягко подсвечены лучами уже неяркого солнца.
И наконец о важных мелочах. Непосредственно перед фотосъемкой следует обсудить все детали с членами семьи, которые будут принимать в ней участие. Нужно точно выяснить, фотографии какого плана хочет получить семейство – классические статичные или динамичные, снятые более официально или в непринужденной домашней обстановке.
Это сыграет роль и в выборе одежды для съемки. Категорически не подойдут пестрые футболки и кофточки с множеством надписей или мелким рисунком, одежда слишком ярких цветов. Лучше подобрать простую, однотонную одежду, которая бы непременно сочеталась в кадре с одеянием остальных персонажей. Также следует выбирать наряды соответственно месту съемки и не надевать для запечатления загородной прогулки, к примеру, нарядное платье или строгий костюм. Все должно быть гармонично.
Семейную фотосессию лучше проводить с помощью режима серийной съемки. При работе с группой из нескольких людей всегда есть большая вероятность, что кто-то моргнет в кадре, а из серии фотографий наверняка можно будет выбрать удачный снимок или, в крайнем случае, «пересадить» глаза после в фоторедакторе с одного кадра на другой.
Перед началом работы необходимо обязательно проверить настройки фотокамеры. Пусть в процессе их придется не раз менять, но проверять всё же нужно. А при использовании съемки в RAW при постобработке всегда можно будет исправить даже существенные и явные недостатки.